Украинская православная церковь (УПЦ) объявила о своей «полной самостоятельности и независимости». Решение было принято на собрании епископов, священников, монахов и мирян 27 мая. Собрание инициировал Синод 12 мая, чтобы обсудить проблемы Церкви, в том числе связанные с проведением на Украине российской военной операции.
Собор осудил боевые действия как нарушение заповеди «Не убий» и обратился к российскому руководству с просьбой «продолжать переговорный процесс и поиск сильного и разумного слова, которое смогло бы остановить кровопролитие».
«Выражаем несогласие с позицией патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу войны в Украине», — говорится в заявлении Церкви.
Сейчас УПЦ — самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата. Ее возглавляет митрополит Онуфрий. После начала специальной военной операции в УПЦ призвали прекратить противостояние между украинским и российским народами. Священники некоторых епархий перестали поминать патриарха Кирилла в своих проповедях — глава РПЦ после этого упрекнул их в слабости: «Сегодня не поминаем патриарха, потому что страшно, а ведь завтра кто-то может потребовать большего». По мнению патриарха, конфликт между Россией и Украиной разжигают внешние силы, пытаясь разделить «один народ».
В конце марта депутаты украинской партии «Голос» внесли в Верховную раду законопроект о запрете деятельности РПЦ на территории страны и изъятии ее имущества. В УПЦ инициативу назвали незаконной и нарушающей право на свободу вероисповедания. В РПЦ предупредили, что принятие подобных законопроектов спровоцирует «новый виток гражданского противостояния» и усугубит раскол.
С 2018 года на территории Украины действует автокефальная Православная церковь Украины (ПЦУ). Эта поместная Церковь образовалась в результате слияния двух неканонических церковных структур: Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. РПЦ тогда назвала это объединение «канонически ничтожным».
25 мая ПЦУ призвала УПЦ к диалогу, отделению от «неканонической власти российского патриарха» и объединению «в развитии поместной УПЦ». В принятом в пятницу заявлении УПЦ предложила ПЦУ возобновить диалог при условии, что последняя прекратит «захват храмов и принудительные переводы приходов».
https://news.mail.ru/politics/51508268/?frommail=1
Также в тему...
протоиерей АНДРЕЙ ТКАЧЁВ:
Тем, кто тревожится о возможном расколе с УПЦ.
Пожалуйста, понизьте градус. Если священники не поминают Патриарха, то строго-канонически говоря, ничего не случилось.
Екклезиология (учение о Церкви) говорит и учит, что священник, живущий в условном Миргороде, для пребывания в союзе с церковной полнотой, должен поминать епископа Полтавского. И все.
А тот самый Полтавский епископ, для единства с церковной полнотой, должен возносить имя первенствующего иерарха в своей стране, т.е. сегодня это Онуфрий. И все.
А Онуфрий должен поминать либо только Московского Патриарха, либо всех Патриархов, непременно включая Московского (в зависимости от статуса Церкви на Украине). И снова все.
Это вполне канонично и, что еще более важно, благодатно. Поминать по всей вселенной Папу Римского только католики умудрились. Ну, и Варфоломей мечтает в тех же лаврах перед зеркалом постоять.
Что же касается самостоятельности, то УПЦ, как бесконечно много говорилось ранее, давно абсолютно самостоятельна во всех делах управления. Учреждай епархии, назначай архиереев, издавай печатные органы, открывай семинарии... Вообще никто слова не скажет. И десять лет назад тоже никто слова не говорил.
Так что все эти решения, они, так сказать, аналог "капитана Очевидность", только в церковной одежде. Кроме мироварения. Вот ПЦУ никакого мира не варит (храни Бог и от этого ПЦУ и от их мира). Но многие законные кафедры тоже не варят миро, а получают его от разгордившегося Константинополя. Так что здесь будут еще вопросы, и не один.
*
Но главное: читайте историю Украины 17 века. Мы туда вернулись. В те тяжелые и странные годы Речь Посполитая хозяйничала на Правобережье. Униаты пили кровь православных братьев (извольте почувствовать как одно и то же повторяется на огромных временных отрезках). Левобережная Украина осваивалась Русскими царями (извольте прочесть предыдущий комментарий в скобках). Гетманы дрались и собачились, метаясь между Москвой и Польшей (ну, вы поняли, что читать). Свои интересы были у Турции и Швеции. Была самая настоящая Гражданская война, что и сегодня не требуется доказывать. И вообще все происходившее названо в укр. мове метким словом "руина", т.е. полная разруха. Не только в сортирах, как нам объяснил позже Булгаков, но главным образом - в головах.
При этом Церковь как-то жила, молилась, спасала и спасалась, с горем пополам, со слезами и кровью, с предателями, с хитрецами, с жуликами и карьеристами, но и с подвижниками и молитвенниками. Так точно будет и сейчас. Да так и есть сейчас. Почему "будет"?
*
Нам основательно не зватает знаний, исторических в том числе. А так же живой веры и доверия благому Промыслу. Все будет хорошо. Иоасаф Белгородский и Мелетий Харьковский не дадут соврать.