Рыбка в банке сдохла

_______________

Журналист Михаил Шахназаров — о том, что творческий кризис интеллигенции провоцирует неискреннюю политическую активность

Рыбка в банке сдохла

Михаил Шахназаров. Фото из личного архива

По тротуару вышагивает корпулентная дама в зеленых балетках, голубых лосинах и розовом топике. О ее плечи пружинят сожженные пергидролем букли, щеки обильно припудрены, а губы ярче мулеты тореадора. Она беспечна, говорлива, но главное — довольна собой. При рождении Господь наделил ее и внешностью, и некоторыми положительными качествами, которые с течением лет были безвозвратно утрачены. Но какие-то были и приобретены. Она стала чрезмерно упряма, зла и всё чаще ощущала тишину одиночества. Любительнице эпатажа указывали на выпячивание ее дурновкусия, на нежелание подумать, прежде чем делать. А ей было уже всё равно…

Их немало, таких людей. Немало среди представителей обоих полов. Одни над ними смеются, другие жалеют, третьи просят на склоне лет образумиться. Но им хочется привлекать внимание, быть на виду, слышать только себя и безутешно тосковать по годам бурной юности.

Почему-то именно о них я подумал, прочитав в Facebook Андрея Макаревича его аналитические параллели касательно трагедии в московском метро. Не соболезнования родственникам безвинно погибших, не мудрые слова, способные хоть как-то облегчить души тех, кто потерял родных и друзей, а откровенное ёрничанье наряду с глумлением посчитал нужным разместить на своей страничке Андрей Вадимович.

Здесь нельзя не процитировать измышления некогда популярного музыканта: «С Украины на нашу территорию по нерадивости (если это только не сами знаете чья провокация) залетел снаряд. Один человек погиб. Наши отважные депутаты уже готовы обстреливать украинскую территорию. В метро по чьей-то нерадивости сходит с рельсов поезд — гибнет трое (если не пятеро), более ста человек госпитализировано. С кем воевать будем?»

Видите оно как. Невнимательный украинский военный чуток ошибся, если его не заставили это сделать ястребы российской военщины, снаряд случайно залетел к нам и упал так неудачно, что погиб человек. То есть гражданина России не убило снарядом, выпущенным с украинской территории, а он погиб от случайно выпущенного боеприпаса.

Пуля ведь дура, снаряд идиот, а Андрей Вадимович Макаревич — военный стратег и настоящий патриот Родины. Но главное — он пацифист. В отличие от воинственно настроенных депутатов Госдумы, призывающих ответить украинским стрелкам-шалопаям ответным огнем. А еще Андрей Вадимович — философ. И сошедшие с рельсов вагоны, и снаряд, разорвавшийся на нашей территории, — не что иное, как досадные оплошности, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Интересно, когда Макаревич удумал представить на всеобщее обозрение эти строки, он не пытался провести еще одну параллель, смоделировать другую ситуацию? Снаряд волею случая приземляется на землю самой что ни на есть мощной «демократии» мира, ненароком убивая фермера из Аризоны или Техаса, а один из представителей американского роко-попса заявляет что-то типа того, о чем сказал Андрей Вадимович. Можно только представить, как бы на это заявление отреагировали патриотично настроенные поклонники беспокойного автора и как бы пришлось краснеть за представителя массовой культуры первому лицу страны.

Что касается Израиля, то там за пассаж про случайно залетевший арабский снаряд словами ограничились бы вряд ли. Так неужто Андреем Вадимовичем двигало незнание истории и факта, что многие войны начинались именно с обстрела территорий противника? Или господин Макаревич до сих пор пребывает под влиянием майданных настроений и сомнительных маршей мира, полагая что в карательной операции на юго-востоке Украины участвуют ославившиеся своими деяниями «онижедети».

И ведь не одинок в своих суждениях Андрей Вадимович, в последнее время ставший одной из самых популярных фигур не только российского, но и украинского интернета. Нашлись те, кто его поддержал, кто виртуально зааплодировал стоя. Правда, их значительно меньше, нежели людей, понимающих, что такие чувства, как сострадание и человечность, — не только слова песен, которым перестают верить. Своими последними сентенциями слушателя Андрей Вадимович от себя отвернул, о чем, судя по одному из последних интервью, вовсе и не жалеет. Или лукавит, как это бывает с обиженными художниками.

А обвинение в отсутствии патриотизма Макаревича задело, и он даже разразился отповедью в адрес оппонентов, себе такое позволивших. Заявлениям Макаревича, что он патриот России, верить стоит. Он действительно любит Россию! Любит всем сердцем, но не до конца и не ту Россию, в которой живет. Потому и злится. Злится, что у власти не доверенные лица наглых и самоуверенных людей, раздававших на майдане пироги и неведомое пойло. Злится, что порушены еще не все вековые ценности. Злится, что ценности эти постепенно возрождаются. Но больше всего Андрей Вадимович злится по другому поводу.

Люди, знающие Макаревича, разделились на несколько лагерей. Кто-то его помнит как пионера российской рок-сцены, для кого-то он повар из передачи «Смак», а для кого-то — успешный бизнесмен. Еще  были живопись, литература и дайвинг. И похоже, что зрелые годы поставили перед Макаревичем вопрос: «А кто же я на самом деле?». На концертах просят ненавистный душе и скрипящий на зубах «Поворот», написанный аж 35 лет назад. Кормить зрителей борщом и котлетами в останкинской телестудии надоело, а хорошо налаженный бизнес, как и деньги, любит покой и тишину. Единственное место, где снова могут заметить, так это ряды протестующих. Смотришь, на этой волне и вдохновение придёт, и в 60 снова удастся стать кумиром миллионов.

К слову, Артемий Троицкий тоже думал взлететь на волне болотных перформансов. Помнится, для пущей убедительности даже в костюм белоснежного контрацептива нарядился. Не оценили. И совсем недавно Артемий Кивович переместился жить в Таллинн. Если через пару месяцев созерцания депрессивных эстонских пейзажей не заявит, что был гоним режимом, то можно смело сказать, что человек нашел комфортную среду обитания, начхав на брошенную Шендеровичем фразу: «Мы-то уедем, самое страшное, что они останутся».

Страшное на самом деле в другом. Страшное в том, что показавшая свою несостоятельность оппозиция начала переходить все рамки дозволенного и, постоянно подчеркивая свою мнимую принадлежность к интеллигенции, заставила вспомнить слова ненавистного мне Ленина, интеллигенции же адресованные. Андрей Макаревич в этих якобы либеральных рядах человек заметный. Раньше был заметен благодаря творчеству, теперь благодаря творческому кризису, спровоцировавшему странную активность.

Через время цитаты, приведенные выше, со стены Макаревича в Facebook исчезли. Он их попросту стер. Жалеть о сказанном не стал, но стер. И в этот момент мне подумалось о другой женщине. Она никогда не отличалась хорошим вкусом, не блистала внешне и запомнилась каждому по-своему. Либералам — несгибаемостью и мужским характером, а многим — ненавистью ко всему окружающему и поведением, не свойственным адекватному человеку. Так, может, это и есть та самая преемственность в протестных рядах? Вполне. Единственное — дама за собой ничего не стирала. А вот Андрей Вадимович стер многое.

И рыбка в банке, о которой он пел, отдала душу Нептуну от скуки. Я поэтому и статью так назвал. Всё равно ведь с «Рагу из синей птицы» сравнят адепты Андрея Вадимовича. Но про издохшую рыбку — это всё же больше по-рокерски.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 14).
Источник: 

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА