Имперский национализм англо-саксов стал одной из основ германского нацизма
Об авторе: Сергей Леонидович Печуров – генерал-майор, доктор военных наук, профессор.
Зарубежные исследователи феномена фашизма в целом и германского нацизма первой половины ХХ века в частности выделяют несколько факторов, повлиявших на формирование этого крайнего подхода к делению человечества по расово-национальным признакам. Так, известный западный специалист в области генезиса германского нацизма Мануэль Саркисянц, выделяя целый ряд из них, считает, что именно англосаксонский национализм или расизм, выпестованный британским империализмом во второй половине XIX века, и явился той базой, на которой произошло становление нацизма в Германии.
Британский истеблишмент, конечно, либо отрицает эту связь, либо пытается «отгородиться» от нее, прикрываясь тезисом о якобы «общих тенденциях» в становлении «идеологии исключительности» той или иной нации, превалирующей на мировой арене в различные исторические периоды. Однако все эти попытки не могут иметь успеха по той причине, что у фашизма, и в частности германского нацизма, действительно есть англосаксонские корни.
Германских нацистов всегда восхищала британская мотивировка избранности английского народа, основанная на «духе расы» и «узах крови, которые связывают предков и потомков. Британские служители церкви, причем даже такие авторитеты в христианском мире, как Чарльз Кингсли, никогда не смущались, когда им приходилось оправдывать экспансионистскую политику Лондона по завоеванию новых территорий и жестокое подавление сопротивления населяющих их народов. Причем всегда это делалось под предлогом «права избранности англосаксов». Но именно этот тезис и взял на вооружение Адольф Гитлер: «Не может быть двух избранных народов. Мы – народ Бога. Разве этим не все сказано?»
«ИЗБРАННОСТЬ» И ЕВГЕНИКА
На Альбионе отождествление себя с «богоизбранным народом» утверждалось в сознании людей еще со Средних веков. Причем Оливер Кромвель считал не весь христианский мир, а лишь англичан «народом Бога», а Британию – «Новым Израилем». В 1653 году, произнеся свою первую речь в парламенте, он заявил, что Англия была призвана Богом, как когда-то иудеи, чтобы править вместе с Богом и исполнять его волю.
После подавления восстания индийцев в 1857–1858 годах против британского колониального ига идея о «богоизбранности» британцев и их праве на низведение покоренных ими народов до положения «нелюдей» получила дополнительный импульс. Британцы объявили, что некоторые представители человечества в глазах Бога не должны обладать равными правами с остальными, поэтому, мол, эти народы вообще не являются людьми. Имелись в виду прежде всего народы «небелой расы», что превратилось в Великобритании в «естественное восприятие вещей».
Как вполне убедительно доказывал популярный британский писатель Рэдъярд Киплинг, «Англия смогла захватить власть над заморскими территориями благодаря «особому благоволению Господа», а платой за его милость стала пролитая английская кровь. Примечательно, что в период расцвета нацизма в Германии в 30-е годы его апологеты признавали избранность англичан как народа, занявшего ведущее положение внутри белой расы благодаря своему безусловному доминированию на всех материках за пределами Европы».
При этом в большинстве своем британские идеологи – сторонники перенесения учения Чарльза Дарвина о «естественном отборе» на исследование человеческого общества, так называемые социал-дарвинисты, утверждали, что неприспособленные, малообеспеченные люди тормозят развитие человечества в целом и отдельных наций в частности. Именно в Британии зародилась так называемая наука евгеника, в соответствии с которой существует не только градация людей в пределах одной расы, но и сами расы отличаются друг от друга «по сорту». Один из основоположников этой «науки» Френсис Гальтон, кстати, двоюродный брат Дарвина, к «низкосортным» народам относил даже кельтов-ирландцев, с соседством которых якобы вынуждены уживаться «продвинутые англосаксы».
В гитлеровской Германии Гальтона называли «отцом сознательной культивации рас, стоящей на пути, ведущем к сверхчеловеку». Но самое мощное влияние на германский нацизм оказал британский профессор евгеники Карл Пирсон, утверждавший, что двигателем человеческого прогресса является расовый конфликт. Особенно впечатлял германских нацистов выдвинутый и обоснованный Пирсоном тезис о «необходимости захвата территорий, где могут жить белые люди… и на которых должно обеспечиваться пространство, необходимое, при высоком уровне рождаемости, для вливания новых сил в империю». А уж из массы этих людей «продвинутой расы» благодаря биологическому отбору с каждым новым поколением якобы будет выделяться некая аристократия, «обладающая истинной внутренней ценностью».
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РАСА ГОСПОД
Основанием для того, чтобы ассоциировать германский нацизм с колониальным империализмом, наиболее ярким представителем которого был империализм британский, существовало такое расистское понятие, как «раса господ». Равноправие в Британской империи было жестко привязано к этнической исключительности, оно основывалось на откровенно постулируемом принципе верховенства расы завоевателей. Многие ученые из так называемых развивающихся стран не случайно считают, что нацистская политика истребления евреев в Европе – холокост – есть логическое продолжение того насилия, которое испытали на себе жители британских колоний. Расово ориентированный империализм исходит из того, что человеку недостаточно заявлять о своей причастности к какой-то нации и культуре, чтобы принадлежать к ним: он должен быть кровно связан с этой нацией. Сама атмосфера в британских колониальных поселениях способствовала рождению и процветанию расистских, а затем и чисто нацистских идей. Принадлежность к англосаксонской расе в британских колониях по всему миру как раз и давала такую власть, о которой у себя на родине колонисты и мечтать не могли. В результате колонии оказались раем для сторонников самых жестоких методов правления.
Невольно напрашивается пример с колонизацией британцами Северной Америки и истреблением при этом коренных жителей этого континента. Так, национальный герой США генерал Дуглас Макартур вспоминал о том, что его английский предок, возглавляя карательные экспедиции на Диком Западе, «руководствовался принципом «хороший индеец – мертвый индеец». Подобное отношение к иным народам этот «стопроцентный англосакс» формировал и в своих потомках.
Известный историк и социолог Манэуль Саркисянц приводит примеры вопиющего беззакония британских колонистов в «цивилизуемой» ими Австралии, где за короткий промежуток времени было полностью истреблено население острова Тасмания, а численность аборигенов материка благодаря «искусному управлению» колониальной администрации сокращена в десятки раз. Следует, однако, признать, что колонисты не получали прямых указаний из Лондона об уничтожении туземцев, но британское руководство и не ограничивало «активность» колонистов какими-либо законодательными актами в осуществлении «цивилизирующей политики». Не случайно глава «Черного ордена СС» Генрих Гиммлер открыто восхищался британскими методами «управления» Австралией.
Примечательно, что целый ряд видных британских сторонников гитлеризма занимал весьма высокие посты в колониальных администрациях Великобритании. В частности, вице-король Британской Индии лорд Керзон – тесть лидера британских фашистов сэра Освальда Мосли. В германской же нацистской элите наиболее крайних расистских взглядов придерживались те, кто так или иначе был связан именно с колониями: Альфред Розенберг был родом из прибалтийской немецкой колонии Лифляндии; Рудольф Гесс родился в оккупированном британцами Египте; Герман Геринг был сыном одного из наместников германской Юго-Западной Африки – личного друга известного британского государственного деятеля, не скрывавшего своих расистских взглядов, Сесиля Родса.
ВОСПИТАНИЕ «ГОСПОД» В БРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ
Целенаправленное воспитание немецкого народа как «расы господ» – вот в чем видели главную свою задачу лидеры Третьего рейха. И в этом примером для них служили британцы. Сам Гитлер, поборник расового единства «своей» нации, представленного и руководимого волей вождя, еще в 20-е годы высказывал сожаление о том, что немецкий народ «в своей расовой разобщенности обнаруживает прискорбное отсутствие качества, которое отличает, к примеру, англичан, – сплоченного единства… как инстинктивной наклонности».
В этой связи следует отметить, что вся система воспитания в британском обществе, издревле иерархически структурированная, предполагала формирование гражданина как жесткого, чрезвычайно самолюбивого, гипертрофированно преисполненного собственного достоинства, презирающего все иностранное «джентльмена». Именно такими качествами в британцах восхищались лидеры Третьего рейха и хотели бы видеть такими своих сограждан-немцев. Гиммлер, к примеру, подчеркивал: «Для этого у нации должна быть счастливая история нации господ, длиной лет в триста-четыреста – как у англичан».
Фундаментальное воспитание подрастающего поколения в Великобритании осуществлялось через разветвленную сеть начальных и средних учебных заведений. В данной системе особое место отводилось так называемым паблик-скулз – частным («независимым») общеобразовательным школам, в которых в отличие от обычных школ проходил ограниченный набор учащихся, в основном из привилегированных классов общества, аристократии – «джентри». Среди них наиболее известными являются Итон, Вестминстер, Рэгби и Винчестер. Элита британского общества на конец 30-х – начало 40-х годов почти целиком состояла из выпускников этих школ. Так, например, 76% английских епископов, судей, директоров банков, чиновников высокого ранга, губернаторов доминионов и т.п. были выпускниками паблик-скулз. 70% высших офицеров британских вооруженных сил вышли из четырех паблик-скулз, главным образом из Итона. Таким образом, вся британская элита представляла собой продукт авторитарной системы и авторитарной же морали паблик-скулз.
Главная задача данных школ, подчеркивал один из идеологов этой системы образования, заключалась в воспитании будущих вождей нации, которые обязаны быть прежде всего «сверхдисциплинированными». При этом известный британский ученый-историк Эдвард Мэк, изучавший систему обучения и воспитания в паблик-скулз, выделил другую, по его мнению, главную характерную черту этих заведений – «воспитание жестокости». Лидер Третьего рейха Адольф Гитлер напрямую связывал британские политические успехи (такие, например, как долгое владычество над Индией с использованием «мизерных» вооруженных сил) с наличием жестких колониальных администраторов, сформировавшихся именно благодаря английской системе воспитания и образования.
Когда германские нацистские вожди пришли к выводу о необходимости формирования национальной элиты, которая со временем должна возглавить «вечный Третий рейх», они обратились не к немецкому национальному опыту образования и воспитания, причем весьма успешному, посредством, например, «пропуска» молодежи через прусские кадетские корпуса, а именно к британским паблик-скулз. Уже в 1933 году, после прихода нацистов к власти в Германии, ими была сформирована аналогичная британской система средних учебных заведений – «наполас» (Nationalpolitische Erziehungsanstalten). Правда была одна особенность – в них принимались выходцы из самых широких слоев общества, с тем чтобы «повязать дисциплиной и арийским духом» всю немецкую нацию и подготовить плеяду будущих нацистских вождей-фюреров.
Немецкой молодежи внушали, что она должна брать пример с англичан. Сам Гитлер сравнивал систему воспитания и образования, в центре которой находились «наполас», с британской системой паблик-скулз. Британские педагоги весьма щедро делились своим опытом с немецкими коллегами, проводили совместные семинары, ознакомительные поездки и т.п. При этом германских воспитателей «вождей нации» всегда умиляла направленность образовательно-воспитательного процесса паблик-скулз – акцент на совершенствование физических кондиций учащихся и укрепление их духа в ущерб интеллектуальному развитию.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ
Существенное воздействие на развитие идеологии германского нацизма оказала так называемая британская философская школа имперского расизма, основателем которой не без основания считается писатель, историк и философ с шотландскими корнями Томас Карлейль. В основе его учения лежит «культ героев», которые своими делами якобы исполняют божественное предназначение и двигают человечество вперед, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей.
Добровольцы из Британского корпуса с немецкими офицерами. Фото Федерального архива Германии, 1944 |
Карлейль был ярым противником демократического устройства общества, усматривая в нем признаки будущего хаоса. «Критическое отношение Карлейля к демократии… можно назвать фашистским – и иногда это и в самом деле фашизм», – писал британский ученый Уолтер Хотон. Во всяком случае, по его мнению, последователи этого философа действительно пришли к фашизму.
Учение Карлейля весьма высоко ценили германские нацисты. Он сам, как и его почитатель Адольф Гитлер, был последовательным антисемитом, убежденным в божественной миссии нордической расы и фактически предвосхитил фюрера в ненависти к демократии, к многопартийной системе, ко всем «популярным заблуждениям 1789 года» (то есть идеалам Великой французской буржуазной революции). Впоследствии в интеллектуальных кругах как Британии, так и Германии сложилось твердое убеждение в том, что именно Карлейль был первым нацистом.
В начале ХХ века идеи этого британского философа были развиты другим «духовным отцом нацизма» с берегов Альбиона – Хьюстоном Стюартом Чемберленом. Источник вдохновения этот образцовый английский джентльмен находил в сочинениях Томаса Карлейля и в созданном им образе «расы господ». Ссылаясь уже на Чемберлена, рейхсляйтер Альфред Розенберг – главный идеолог германского национал-социализма – утверждал: «Господство Англии основано на четком различии между кастами… на неравенстве людей… Эта антидемократия… и вывела Великобританию на путь к мировому господству».
Предполагая, что Германский рейх сможет более последовательно реализовать идею «расы господ», чем британская политика с ее «прогнившим» парламентаризмом, Чемберлен переехал в Германию. Именно там вышел в свет его главный труд – «Основы девятнадцатого века», сделавший расовое учение приемлемым для широких слоев германского общества. Примечательно, что и в самой Британии высказывания Чемберлена до поры до времени воспринимались вполне благосклонно. Даже Уинстон Черчилль, позже превратившийся в личного врага германского фюрера, поначалу весьма высоко отзывался об «Основах». Да и в Соединенных Штатах многие противники иммиграции из Восточной и Южной Европы, не говоря уже о «неевропейских странах», также сочли «Основы» Чемберлена «привлекательными». Более того, американские приверженцы так называемой нордической школы провозгласили этого философа-идеолога нацизма величайшим зодчим нордической, а по сути, расистской теории.
Несмотря на то что Чемберлен окончательно порвал со своей родиной и остаток дней провел в Германии, он продолжал славить и Англию, и Германию, утверждая, что эти страны населяют два германских народа, которые добились «больше всех в мире». С точки зрения германских нацистов, Чемберлен стал «провидцем Третьего рейха», хотя в «Майн Кампф» Гитлер упоминает о нем лишь мимоходом, утверждая, что официальные власти были «слишком глупы», чтобы не научиться у Чемберлена «необходимым вещам». По словам же Рудольфа Гесса, заместителя фюрера по партии, со смертью Чемберлена в 1927 году Германия «похоронила одного из величайших своих мыслителей, борца за германское дело, как и написано на венке, возложенном от имени Движения».
Помимо двух упомянутых идеологов нацизма с берегов Альбиона, в конце XIX – начале ХХ века в Великобритании было опубликовано весьма значительное количество теоретических трудов и других авторов, своим содержанием и направленностью в неменьшей степени вдохновлявших местных и германских «радетелей чистоты расы» на неблаговидные деяния. Среди них нельзя не упомянуть достаточно популярное и в Британии, и в Германии произведение Ал. Картхилла «Утраченная власть», вышедшее в свет в 1924 году и переведенное на многие языки, включая русский. Под псевдонимом Ал. Картхилл скрывался некий британский колониальный чиновник Беннет Кристиан Хантингтон Калкрафт Кеннеди, который, основываясь на своем многолетнем опыте «администрирования» в Индии, изобличал демократию, пацифизм, принципы самоопределения наций и обосновывал необходимость государственного террора, доказывая его эффективность в управлении подчиненными народами и территориями.
ПОСОБНИКИ-АРИСТОКРАТЫ
Следует отметить, что идеи расизма, воплощенные в его крайнюю форму – нацизм, с таким рвением разрабатывавшиеся британскими теоретиками, не могли не найти отклика и в самом британском обществе. Особо популярны эти идеи были в среде военной верхушки Великобритании. Из этих кругов, кстати, происходил и упоминавшийся Х.С. Чемберлен. Его отец был адмиралом, два дяди – генералами, один из которых являлся ветераном армии Британской Индии, сражавшийся с афганцами, сикхами и борцами за независимость собственно Индии.
Причем в Великобритании к началу 30-х годов прошлого века была создана целая дюжина различных откровенно фашистских организаций, в открытую ратовавших за «объединение усилий с германцами в борьбе с мировым еврейством и большевизмом». А британский министр обороны лорд Альфред Милнер даже официально предупреждал кабинет министров о том, что «революцией в России руководят коварные евреи, многие из которых – преступники».
Британские фашисты нашли моральную поддержку даже в лице короля Эдуарда VIII, о котором еще до коронации было хорошо известно, что он является большим поклонником германского нацизма. Английская аристократия, традиционно придерживавшаяся консервативных взглядов, практически не скрывала симпатий к Гитлеру и его команде. Так, весьма влиятельный в аристократических кругах лорд Лотиан, занимавший важные государственные посты в качестве секретаря премьера и посла в Вашингтоне, официально призывал министра иностранных дел Энтони Идена не чинить препятствий перевооружению нацистской Германии и не заступаться за восточноевропейские страны, к которым предъявляет претензии Берлин.
Из этой же среды происходил и безусловный лидер британских нацистов сэр Освальд Мосли, создавший в 1932 году и лично возглавивший Британский союз фашистов (БСФ). Его первой женой была младшая дочь лорда Керзона, исполнявшего в тот период обязанности главы МИДа, а ранее занимавшего пост вице-короля Индии. На церемонии бракосочетания присутствовало несколько сотен гостей, среди которых выделялись король Георг V с королевой Мэри, король бельгийцев Альберт I с королевой Елизаветой, лидер консерваторов Э. Бонар Лоу и многие другие представители высшего британского общества. Примечательно, что после кончины супруги Мосли женился на другой представительнице британской аристократии – Диане Гиннес, дочери лорда Ридсдейла, но свадьба состоялась на этот раз в Берлине, в доме Геббельса, на которой присутствовал лично Адольф Гитлер.
Мосли и его окружение полностью разделяли взгляды германцев на будущее мироустройство и с такой же ненавистью относились ко всем народам, не соответствовавшим лекалам «германской расы», в которую они включали и англосаксов. Руководство же Великобритании и спецслужбы этой страны, призванные, казалось бы, своевременно вскрывать и нейтрализовывать угрозы национальной безопасности, видели в БСФ лишь «патриотическую форму английского самовыражения». Мосли совершенно открыто провозглашал лозунг своих единомышленников: «Англия превыше всего!» Он особенно ценил восхищение Гитлера английским народом и стремление фюрера к партнерству между взаимно дополнявшими друг друга государствами – немецкой сухопутной и британской морской державами. Лидер британских фашистов видел угрозу для Британской империи, естественно, не в германском экспансионизме, а в «подрывной коммунистической пропаганде». Вредное влияние на империю якобы оказывал и американский либерализм. По его прозорливому мнению, победа над Третьим рейхом была бы возможна лишь при условии «объединения советского коммунизма и американского либерализма». А это, в свою очередь, неминуемо должно привести к краху Британской империи.
После успешно проведенной кампании на локальных выборах в 1934 году, где его партия получила 19% голосов, Мосли с гордостью заявил, что у него процентаж даже выше, чем у Гитлера за четыре года до захвата тем власти в Германии. И даже после того, как в 1939 году Великобритания объявила войну Третьему рейху, организация Мосли не была сразу запрещена. Лишь с приходом к власти в Великобритании Уинстона Черчилля, последовательного противника гитлеризма, был положен конец деятельности БСФ, а сам Мосли и его ближайшие соратники интернированы. Фактически же лидер британских фашистов всю войну просидел под домашним арестом в не особо стесненных условиях, а после войны избежал наказания и «почил в бозе» во Франции в 1980 году, нисколько не раскаявшись и продолжая вынашивать в голове экстремистские идеи, вроде «полного очищения Европы от иммигрантов».
ОТ СОЧУВСТВИЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С НАЦИЗМОМ
Мощное идеологическое влияние крайних течений национализма, помноженных на имперские амбиции, которым оказался подвержен военно-политический истеблишмент Соединенного Королевства, не могли не сказаться на проводимом официальным Лондоном внешнеполитическом курсе.
Британское руководство в период начавшегося резкого обострения обстановки в Европе сочло «рациональным» отвергнуть принятый в 1934 году в Лиге наций принцип коллективной безопасности под тем циничным предлогом, что «Великобритания не может быть вовлечена в войну лишь из-за противоборства маленькой нации своему могущественному соседу». Кто знает, как сложилась бы дальнейшая обстановка в Европе, если бы могущественное на тот период и влиятельное Соединенное Королевство пошло навстречу просьбам и требованиям связанным с ней договорами и обязательствами европейским государствам и поначалу хотя бы предотвратило «мирный» захват гитлеровцами Чехословакии, индустриальная мощь которой в значительной степени усилила военный потенциал Третьего рейха. Руководство же британских вооруженных сил вообще почти поголовно было склонно признавать захватнические действия гитлеровской Германии как правомерные, пока Берлин не стал угрожать нападением на Британскую империю.
Премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен (по одним данным – дальний родственник пресловутого Х.С. Чемберлена, по другим – однофамилец) не только отклонял любые предложения по «обузданию Гитлера», исходившие от глубоко ненавистных ему «русских большевиков», но и даже на корню пресекал всяческие попытки американского президента Франклина Рузвельта «вмешаться» в европейские дела с целью содействия «разрядке напряженности». Наиболее приближенные к Чемберлену политики, такие как его личный секретарь сэр Уилсон и глава МИДа лорд Галифакс, называли предложения «американских либеральных идеалистов сущим вздором». Отвергли британцы и предложение Франции в сентябре 1938 года о ее готовности атаковать Германию с запада и выбить немецкие войска из Чехословакии.
«ПОПУСТИТЕЛЬСТВО», ПРИВЕДШЕЕ К ТРАГЕДИИ
Теперь уже ни для кого не секрет, что Великобритания при Невилле Чемберлене, а затем и находившееся под ее влиянием французское руководство были одержимы идеей направить захватническую мощь Третьего рейха на Восток – на Советский Союз. Один немецкий дипломат в тот период откровенно подчеркивал, что британцы стремятся сохранить Германию «в качестве пособника западных держав в действиях против России». Когда вопрос о нападении на Польшу в качестве первого шага германской экспансии на Восток был в принципе решен, Гитлер заверил своих генералов, что французы не предпримут серьезного наступления в защиту Польши, поскольку Великобритания отказала им в поддержке. Гитлер четко понимал, что чемберленовская Британия – вопреки самым элементарным военным соображениям – даже в случае перевеса сил над нацистами на западном фронте не санкционирует наступления. В британском же Комитете имперской обороны, отмечает профессор М. Саркисянц, ни разу не обсуждался вопрос, следует ли после нападения на Польшу вынудить Третий рейх воевать на два фронта.
Именно Великобритания в 1938 году разрушила систему союзов и то, что еще оставалось от системы коллективной безопасности под патронатом Лиги наций. Именно Невилл Чемберлен отказался от традиционной британской политики сохранения баланса сил в Европе. После того как в 1939 году Гитлер не оставил другой альтернативы, кроме войны, Великобритания всего через десять месяцев оказалась вынужденной поначалу в одиночестве противостоять Третьему рейху. Таким образом, Великобритания не предприняла военных действий, которые, даже по оценкам немецких стратегов, могли бы уже в сентябре 1939 года решить исход войны, истребившей миллионы человеческих жизней.