Ученые: снег в традиционной русской культуре служил символом грядущего благополучия.

_______________

Новосибирские этнографы пришли к выводу, что в традиционной культуре русского населения снег не ассоциировался с холодом и мраком, а наоборот служил символом грядущего благополучия. Снежная зима была не унылым временем года, а самым веселым праздничным сезоном.

Сотрудник лаборатории гуманитарных исследований НГУ, старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Галина Любимова исследовала семантику снега в традиционной культуре русских старожилов Сибири. Результатами своей работы она поделилась с пресс-службой НГУ.

Снег – один из наиболее устойчивых образов не только Сибири, но и России в целом. Его восприятие как неотъемлемой черты русского национального пейзажа стало складываться в начале XIX века и было связано с процессами формирования общерусской национальной идентичности. В русской классической литературе и живописи утвердился стереотипный образ России как страны «бескрайних заснеженных просторов и холода». Все это породило многочисленные спекуляции на тему «загадочной русской души». Широко известно, к примеру, суждение Николая Бердяева о русской душе, подавляемой «необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами», которая буквально «утопает и растворяется в этой необъятности». Стоит отметить, что попытки уйти от негативных коннотаций и создать лучезарный образ русской зимы наблюдались уже в творчестве Александра Пушкина – вспомним его хрестоматийные строки «Под голубыми небесами / Великолепными коврами, / Блестя на солнце, снег лежит...». Однако в целом за темой снега в русской пейзажной лирике закрепились мотивы сна, забвения, смерти, инобытия и быстротечности земной жизни, – рассказывает Галина Любимова.

Несмотря на разнообразие ритуальных контекстов, тема снега практически не нашла отражения в этнографических исследованиях. В то же время, выяснилось, что в традиционной культуре русских крестьян снег ассоциировался, скорее, с позитивными явлениями, будучи символом будущего благополучия, а не смерти и несчастья.

Согласно народному календарю, зима начиналась с Покрова дня (1 октября по старому стилю). Считалось, что выпавший в этот день снег служил залогом хорошего урожая. Само появление снега вызывало в народе устойчивые ассоциации с началом брачного сезона, который открывался как раз с Покрова дня. При этом пик свадеб в Сибири традиционно приходился на январь-февраль – так называемый «мясоед» – период, который следовал за Святками и продолжался до Масленой недели. В летние же и весенние месяцы свадьбы не играли, так как это было время наиболее интенсивных сельскохозяйственных работ, – поясняет Галина Любимова.

Одной из традиционных сфер ритуального использования снега являлись девичьи гадания. Например, в Сургутском крае, в Крещенский сочельник девушки шли в полночь на перекресток, набирали в подолы снега и, тряся им, произносили заклинательную формулу: «Полю, полю белый снег, надоел мне батькин хлеб, залай, залай собачка на свёкровом дворе». Такое гадание называлось «полоть снег».

Обрядовые действия со снегом обыгрывались и в других жанрах святочного фольклора. Так, в репертуаре сказителей Русского Севера были выявлены былички «Как сеяли снежок в Святки». На поздних этапах сибирской традиции зафиксированы детские колядки с зачином «Снежок сеем-посеваем».

 

Еще одна область ритуального использования снега связана с традицией святочного ряжения. В святочных играх под названием «блины печь» и «масло мешать» обыгрывался процесс приготовления блинов, где снег символизировал не только тесто, сдобренное маслом, но и муку. Кстати, в Тобольской губернии существовала святочная игра со снегом, которая так и называлась – «мукой торговать». Наконец, в традициях многих индоевропейский народов приуроченные к Святкам обходы дворов включали в себя ритуальные действия, носившие название «пахать снег».

Как видим, выявленные обрядовые практики со снегом, по сути, представляли собой этапы творения хлеба – от символической имитации полевых работ до приготовления мучных изделий. Таким образом, снег в контексте святок играл роль магической субстанции с ярко выраженными аграрно-продуцирующими свойствами, являясь залогом благополучия и богатого урожая. Отсюда и поговорки: «Чем больше снега, тем больше хлеба» или «Чем выше снег, тем выше хлеб», – подводит итог Галина Любимова.

Кустодиев Б. М. Зима. Масленица

В масленичной обрядности наблюдается более тесная связь снега с брачной и эротической символикой. Например, в некоторых локальных традициях на Масленицу было принято зарывать молодоженов в сугроб. Считалось, что это содействует не только плодородию полей, но и чадородию людей.

Снег являлся условием практически всех народных забав и увеселений масленичной недели – таких как катание с гор и вокруг села, устройство санного поезда с ряжеными, наконец, знаменитая забава русских сибиряков – «взятие снежного городка».

Очень интересны традиционные формы чествования победителя подобных состязаний. Когда первый из нападавших прорывался в снежную крепость, толпа оборонявшихся стаскивала его с коня и «мыла» в снегу. Нередко дело доходило до переломов рук или ног. В этом обычае можно увидеть отголоски обрядов посвящения мужской молодежи во взрослые полноправные члены крестьянской общины. Ведь большинство парней, принимавших участие в масленичных играх, представляли собой как раз тех, кто женился в «мясоед». Как видим, восприятие снега в народной культуре, имело мало общего с мотивами сна и смерти, а наоборот было радостным и полным жизни, – резюмирует исследователь.


Суриков В. И. Взятие снежного городка

Текст: Михаил Лыкосов

Иллюстрации: иллюстрации предоставлены Галиной Любимовой

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 5).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА