Книгоиздание наконец сдохло

_______________


   Незаметно, тихо, на мягких лапах, грациозно подкралось Оно. Бумажная книга закрывается. Тиражи упали до совсем неприличных величин. Продажи, подозреваю, аналогично. И ассортимент на книжных лотках тоже хорошо ужался. О закрытии магазинов и не говорю.

С января по март 2016 ещё ни одному из российских писателей-фантастов пока не удалось преодолеть планку стартового тиража в 20 000 экземпляров. Средним тиражом для автора-новичка являются 2 000 экземпляров.

Цинк — http://piterhandra.livejournal.com/865673.html

Даже у титанов теперь тиражи уровня, который десять лет назад был характерен для МТА (эта аббревиатура означает «молодые талантливые авторы»). И это не предел. Уже стали нормальными стартовые тиражи в 2000 экземпляров.

Серьезная внерыночная литература вылетела в нишу издания за свой счёт. Мейнстрим теряет обороты. Авторы, недавно издававшиеся стотысячными тиражами, вдруг увидели, что спрос упал в десять раз, и продолжает снижаться. И он будет снижаться. До дна уже недалеко, но это еще не конец. Полёт продолжается.

Что это? Последствия мирового кризиса, санкций и падения цены на нефть? Фиг-с, совершенно не причём. Процесс идёт с начала нулевых. Последовательно, неуклонно, стабильно снижаются тиражи. Продажи тоже давно уже ужались до околонулевых величин. Конечно, экономический кризис добавил скорости процессу, но это как ещё одна пуля в разлагающегося утопленника. Не мешает и не вредит.

Для тех, кто в теме, это давно не секрет. Все всё знают. Повторяю, процесс идёт давно. Рынок неуклонно перетекает к электронным продажам. Бумажная книга отступает в нишу эксклюзива и брендового товара. И дальше так будет. Книга вечна, но её форма меняется. Способы подачи информации и передачи эмоций совершенствуются.

Ныне принято во всём обвинять пиратов. Да, эти ребята беззастенчиво отъели жирный кусок рынка электронок. Но опять же, не они одни причина падения рынка бумажной книги. Это только одна из проблем. Совсем недавно пираты не мешали и даже помогали раскрутке и продажам бумажных книг. Хватало на всех.

Недавно заглянул в книжный магазин. Хотел купить «Поставь сторожа» от Харпер Ли. Тоненькая книжица продаётся за 540 рублей. Повертел я её в руках и решил отложить покупку. Взял старую классику в мягкой обложке, в пределах 150 руб. за книжку.

Для людей, реально касавшихся книгоиздания, работавших в издательствах, издававших свои книги, делавших сборники, не секрет: розничная цена на книгу выше оптовой в 2-3 раза. Все затраты втискиваются в отпускную цену издателя. Все доходы идут торговле. Знакомая картина.

Торговая наценка штука крайне интересная. В данном случае это один из гвоздей в гроб бумажной книги. Понимаете, есть уровень цены, за которую покупатель может купить товар. Если же цена зашкаливает, а товар не является необходимым, если его вполне можно заменить аналогом, то покупатель выберет замену.

Электронные читалки широко распространены, смартфоны тоже, о компьютерах не говорю. Можно скачать электронную копию и читать спокойно. Это быстро и дешево, зачастую даже условно бесплатно.

Авторы плачут. Те, кто раньше писал приличные книги и неплохо на них зарабатывал, пишут всё меньше и меньше. Рынок ушёл. Тяжело работать, понимая, что читатель может и не увидеть твою книгу. Вылетели даже стахановцы, клепавшие по тому в месяц.

Полные МТА и восторженные графоманы, выдающие тексты ради собственной потребности выплеснуть на публику глубины своей души, никуда не денутся. Но речь не о них.

Происходит смена поколений. Старые, известные ещё с 90х авторы, уже не находят новых интересных сюжетов, или зацикливаются на бесконечных продолжениях своих старых прорывных книг. Некоторые пишут через силу. Так случилось с Сан Санычем, уставшем от Сварога, но ведь читатели просят…. Лукьяненко из которого тянут очередной «Дозор». Другие перестали писать и ушли. Им стало не интересно.

Это нормально. Это жизнь. Хуже другое. Бездарная издательская политика последних лет, когда печаталось всё с подходящим сюжетом, написанное русскоязычным языком и практически без отсева. Поток печатной графомании забил ростки нормальных молодых авторов. Знаменитая «Яуза» активно шерстила Самиздат и работала с форумными питомниками МТА. Там издавали абсолютно всё. Главное требование – нужный сюжет. Остальное побоку. Самотёк сразу шёл в тираж. Редактора убил коробейник. «Лениздат», «Азбука», «Альфа» и прочие не отставали. Издатели чувствовали кризис, видели картину падения продаж и пытались бороться с кризисом путём резкого расширения ассортимента.

Навязший в зубах штамп: «автор бестселлера». Этим клеймом припечатывали всех, кто хоть немного выделялся над средним уровнем. Бестселлером сначала стали называть книжки с суммарным тиражом 20 тысяч, а потом и вовсе книжки, для которых удалось распродать один стартовый тираж.

Серийность и массовый поток на схлопывающемся рынке. Вал графомани забил проблески таланта. Интересные авторы стали практически не видны на фоне потока. У них отняли аудиторию. Как можно выбрать книгу из сотни изданий? Читателям быстро отбили интерес к чтению новинок. Дорого и хреноватенько. Практически невозможно самостоятельно найти своего автора.

Молодые авторы легко издавались, у них требовали продолжения, но при этом читательская аудитория оставалась ограниченной. Какая-либо раскрутка шла только своими силами через форумы и сайты. Читатели же предпочитали восторгаться, кидать лайки и читать тексты на форумах. Покупали они мало. Тиражи не росли. Наоборот – если книга приобретала популярность в Интернете, в процессе написания, значит, после издания её ждет провал. Все, кто хотел, уже прочли текст на форуме.

Человек, поставивший своей целью в любом случае стать известным писателем, мог добиться успеха и в таких условиях. Но сделать на этом деньги? Увы.

Хобби начинает занимать слишком много времени, а превратить хобби в профессию не получается. И жизнь берёт своё. Ведь кроме литературы есть работа, друзья, семья, личные интересы. В последние годы мелькали интересные книги. Появлялись хорошие дебюты. Рождались интересные авторы. Но известности они не приобрели. Затяжной издательский кризис и вал сотен новых имён отбивали у людей интерес к литературе. Нелегко конкурировать с болотом, зная, что менеджер в первую очередь ждёт не уровень, а читабельность.

Индустриализация требует серийности производства. Сейчас уже нельзя быть автором одной книги. Нужны серии, циклы, многотомники с одним героем. И нужна бешеная работоспособность, которая невозможна, если издательское роялти не обеспечивает доход уровня среднего класса. А такого давно нет.

Рынок бумажной книги продолжит сокращаться. Издатели давно переориентировались на справочники, учебники, рекламную продукцию и типографские заказы.

Материал: http://and-kammerer.livejournal.com/613309.html

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.7 (всего голосов: 13).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА