Как бы кто ни относился к Виктору Шендеровичу, этот литератор с его концентрированным набором либеральных штампов, безусловно, интересен. Во всяком случае, для тех, кто не пытается клеить ярлыки, а хочет понять, чем недовольна эта довольно приметная часть нашего общества, что ею движет. Его почти двухчасовая лекция в лондонском отделении «Открытой России» дает ответы на некоторые вопросы.
Прежде всего хотел бы ответить на вопрос, который обязательно будет задан в комментариях: зачем я пишу о забытом герое вчерашних дней?
Для меня Виктор Шендерович (и не только он, конечно, есть еще несколько занятных персонажей) — это собирательный образ агрессивного российского либерала. Который честно признается в том, что страна должна развалиться, если не будет отвечать его высоким требованиям (1ч.30.м.). При этом он человек, который может внятно изложить свои мысли, а значит, и продемонстрировать свои (то есть, общелиберальные) заблуждения.
Если попытаться детально разобрать выступление Виктора Шендеровича, то можно обнаружить огромное количество нестыковок. Которые, тем не менее, связаны в целостную картину как у оратора, так и у его аудитории.
С одной стороны, звучит признание в том, что либералы ошибались, когда считали, что достаточно уничтожить руководящую роль ЦК КПСС, как все изменится. Оказывается, «имперский дух» был силен всегда — и во времена царской России, и во времена СССР, и сегодня, когда у власти Владимир Путин.
Нет, я не считаю полезным цитировать текст подробно, опровергая тезис за тезисом. Главным образом потому, что это ни к чему не приведет и ничего никому не докажет. Отмечаю только те места, мимо которых пройти трудно.
Виктор Шендерович отдает отчет в том, что перевоспитать россиян невозможно. Но при этом очень хочет заменить Путина кем-то другим. Зачем — чтобы навязать свое представление о счастье насильно? И где гарантия, что вместо нынешнего президента не придет точно такой же, но куда более жесткий?
Этими простыми вопросами не задается ни аудитория, ни сам оратор. Они исходят из того, что правы только они, и в подтверждение своей правоты приводят живые примеры — утечку мозгов, снижение экономических показателей, враждебность по отношению к нам ведущих стран мира.
Бесполезно напоминать о развязанных войнах в Югославии, Ливии, Ираке, Афганистане именно западными странами, ибо версия о заслуженном возмездии считается истиной. Они вообще многое принимают на веру, вмиг забывая об объективных законах капитализма с его исключительно дарвиновскими законами о конкуренции.
Нет, внутривидовая борьба существует, Виктор Шендерович о ней осведомлен. Но связи между санкциями, информационной войной, попытками приблизить НАТО к нашим границам и глобальной конкуренцией он не усматривает. Абсолютное добро пытается наказать абсолютное зло — вот в чем причина появления сотен американских баз по всей планете.
Звучали и откровенно странные пассажи — например, о том, что в субъектах Федерации должны быть разные законы, как в США. Но ведь Россия это уже проходила, когда была настоящей империей. В те времена в мусульманских регионах действовали законы шариата, в Царстве Польском — наполеоновское право, а в еврейских местечках — закон Торы. Ценз оседлости был введен для того, чтобы в российских городах не появлялись, например, гаремы и не раздражали местное православное население.
Идеализированное представление о цивилизованном обществе наших либералов не учитывает как этих, так и многих других нюансов. Как и правовых последствий их страстной любви к переменам.
Оратор и аудитория объединены вовсе не некой идеей — они объединены духовно. И каждое лыко оказывается в строку, даже если в нем заложены противоречия. Можно долго выводить их на чистую воду, но никакая дискуссия между западниками и славянофилами никогда не закончится победой одной из сторон. На это не стоит рассчитывать ни нам, ни им.
Виктор Шендерович прав: «имперский дух» из нас не выдавить рассказами о благополучном Западе. Мы действительно сегодня испытываем духоподъемное чувство, невзирая на проблемы. Стоит ли с ним бороться?
Но он не прочь отделиться — зажить внутри России по собственным законам. Точнее, по законам просвещенной части общества, к коей он себя причисляет. Например, в Москве или в Питере.
Юнна Мориц, которая тоже прослушала лекцию Виктора Шендеровича, была возмущена русофобией. И ответила ему так, что он ничего не понял, в чем сегодня и признался.
А каждый из нас, наоборот, легко поймет возмущение поэтессы. Аудитория Виктора Шендеровича, наоборот, понимает его — без доказательств, потрогав чувствительными усиками, как это делают муравьи.
В отличие от Юнны Мориц, я в выступлении литератора русофобии не почувствовал. Если не считать его противопоставления «интеллигенции» и нас, остальных. Это был доверительный, довольно откровенный разговор между своими. Мне лишь показалось, что мы живем в разных плоскостях, которые никогда не пересекутся.
И слава Богу.
____________________
Юнна Мориц
МЫ СО СМЕРТЬЮ НЕ ИГРАЕМ
«Щэ нэ вмэрла Украина», «Ещэ Польска не сгинела»,
Но Россия петь не будет «Я еще не умерла!»
Эта разница — такого необъятного размера,
Как небесная улыбка лучезарного тепла!
Эта разница бездонна, эта разница интимна,
Тайна гимна так взаимна, что влияет на судьбу, —
У России быть не может никогда такого гимна
«Не дала еще я дуба», «Не лежу еще в гробу».
Русофобов это свойство пробирает вечным страхом,
Русофобы чуют нечто, не вместимое в слова…
Но Россия петь не будет «Я еще не стала прахом», —
Потому что смерть не любит панибратства, хвастовства.
«Щэ нэ вмэрла Украина», «Ещэ Польска не сгинела», —
Смерть еще не наступила, вот какие, брат, дела!
Но Россия петь не будет «Я еще не околела»,
У нее не будет гимна «Я еще не умерла».
Эта разница священна, и вселенная красива,
Мы со смертью не играем и не дразним — кто сильней?
«Щэ нэ вмэрла, не сгинела» — так не будет петь Россия,
Эта разница огромна, остальное — только в ней!
Наблюдается такая гимнов общая картина —
«Ещэ польска не сгинела», «Щэ нэ вмэрла Украина».
В эту общую картину «Я еще не умерла» —
Слава Богу не вписали нас Поэзии крыла!
11 июня 2015 г.