То, какую ненависть вызвала установка памятника русскому царю Иоанну Васильевичу Грозному в городе Орле, безусловно, требует разъяснения.
Нам в принципе малоинтересны мотивы местного губернатора, но он вкупе с местной общественностью напрягся - и монумент конного и оружного Иоанна отныне украшает областной центр, раскинувшийся на Среднерусской возвышенности, по обоим берегам русской реки Оки и ее притока Орлика.
Формальные основания для этого существуют. Крепость Орел была возведена для охраны южных границ Московского царства в 1566 году повелением именно этого русского государя, о чем нам и свидетельствует летопись Никоновского свода: «Того же лета повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поставлен бысть город на поли на реке Орлее». И хотя исторический спор насчет того, Грозный повелел или боярин Воротынский распорядился, идет до сих пор, сие уже и не так важно. Народная память вкупе с народной же этимологией твердо указывают на царя Иоанна (согласно легенде, когда стали рубить дуб на слиянии Орлика и Оки, оттуда слетел орел и строители якобы обратились к царю назвать крепостицу именем «хозяина»). И этого вполне достаточно для возведения монумента отцу-основателю.
Вот, казалось бы, и всё.
Но не тут-то было. У государства Российская Федерация существует не только населяющий её народ. Имеет место быть ещё и медиа-класс, создающий информационные поводы и требующий за то содержания. Последний с пушкинским воплем насчет «нельзя молиться за Царя Ирода» потребовал вышеуказанный монумент снести. Ибо был запечатлённый в нём царь злобен и «неоднозначен», рубил головы боярам и преследовал первого русского диссидента князя Курбского, и т.д.
...В принципе, Бог бы с ним, Иоанном Васильевичем, и, простите, хрен с ним, с медиа-классом. Если б не одно "но": последний формализовал аргументацию вплоть до «правитель, казнивший и мучивший своих русских людей, не достоин памятника».
Вот тут ребята, мягко говоря, несколько заврались. Ибо совсем недавно в результате их мучительных усилий был открыт не только монумент, но и целый музей-мемориал российскому правителю, при котором население Российской Федерации сократилось не чета тем временам, когда ею правил предпоследний из Рюриковичей. И который «бессудно» (еще один, кстати, аргумент) не только казнил несколько десятков своих граждан «за восстание», но и расстрелял прямой наводкой то, что Иоанн Грозный впервые в России в лице «Земского собора» и создавал, - то есть русский парламент.
И тем не менее памятник и целый мемориальный комплекс этому человеку - за счёт бюджета - в России стоит. А приличная часть «творческой интеллигенции» на деньги из фонда его имени вполне себе успешно кормится. И требовать снести Ельцин-центр в русском городе Екатеринбурге ни один человек со «светлым интеллигентным лицом» по причине расстрела российского парламентаризма не требует.
Но это все – так, шуточки.
А если серьёзно, то мы не требуем снести Ельцин-центр: это – тоже история нашей с вами страны, такая, какая она есть. Просто надо бы пополнить его экспозицию экспонатами, описывавшими эпоху объективно.
Мы вообще полагаем, что путь к национальному примирению суть не снесение с Лубянской площади нашей с вами столицы Соловецкого камня. Нам просто хотелось бы, чтобы к этому камню вернулся и свергнутый с этой площади памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому.
А Соловецкий Камень – пускай стоит.
Он тоже нужен, ибо в нашей с вами истории были и Соловки.
И памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину тоже, кстати, обязателен, хотя бы в городе Сталинграде. А то монументы жертвам политических репрессий без него будут как-то необъективно торчать, перевешивая историю на себя.
Дмитрий Лекух