…Пожалуй, самое главное в этом празднике – то, что он безусловен для большинства населения огромной страны и ее многочисленной и разноплеменной диаспоры. И из всех праздничных дат, включая и светские, и, даже, религиозные с точки зрения национального самосознания, пожалуй, самый определяющий.
Нужна конкретика в терминологии: этнос, народность, народ, нация – это все-таки достаточно разные вещи.
Понятие «нация» вообще не стоит путать с понятием «национальность» - это вам подтвердит любой академический словарь. Нация, и это важно, может быть как моноэтнической, так и полиэтничной. Причем моноэтническая нация - это скорее исключение, а не правило.
И еще раз обратимся к классическому определению понятия «нации»: это «духовная, культурно-политическая и социально-экономическая общность, возникающая исключительно в индустриальную эпоху». И абсолютно классическим примером тут может быть революционная Франция, когда в эпоху «от Дантона до Наполеона» в единую общность сплавились Бургундия, Нормандия, Шампань и Прованс с пока ещё живой Гасконью.
В эпоху «аристократическую» и доиндустриальную этого произойти не могло: только огонь якобинского террора, термидора и наполеоновских войн спаял эти разные, в принципе, этносы в единую La Belle France.
Ну, и почему вы считаете, что у нас все должно было быть как-то по-другому?
Особенно, если учесть, что индустриализация у нас по большому счету началась только в ХХ веке, а еще в веке XIX подавляющее большинство населения страны даже идентифицировало себя не как «русских», а как «православных христиан», так и именуя самих себя как «хрестьяне/крестьяне»?
И становой хребет той самой прежней «общности» был как раз наглухо сломан: сначала Первой войной и революцией, потом индустриализацией и коллективизацией, а потом той самой по-настоящему Великой Войной.
По сути, народности России/СССР всего лишь прошли путь, аналогичный революционному французскому. Только с одним отличием: в отличие от Франции у этой рождающейся в горниле войн и революций нации – был «становой хребет». Который, кстати, очень точно и тонко почувствовал бывший тогда у власти советский вождь: этнический грузин, ставший «русским императором», как к нему при этом ни относись.
Помните?
«Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой.
Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
За здоровье русского народа!».
Вот, собственно, - и все: все просто, не так ли?
И отнюдь не случайно выходит 9 мая на улицы городов по всему миру, где присутствуют духовные наследники победителей, «бессмертный полк». Потому как именно победой в страшной войне завершилось строительство новой русской нации: и неважно, кто ты этнически и/или конфессионально («новые французы» не делали различий между католиками и протестантами, - а как увлеченно до этого резали друг друга «за веру»). Этнический ли ты великоросс, русский татарин, русский чуваш, русский карел, русский чеченец или русский еврей. На войне вообще не важно, какой у тебя разрез глаз, форма ушей и степень обрезанности крайней плоти: важно только одно – в какую сторону ты стреляешь.
И вот именно так, под кровавым знаменем и светом пятиконечной звезды явилась на свет новая общность, новая нация, которой и стали наши предки, - народ-герой, народ-мученик, народ-победитель.
И не нам, простите, в этом великом национальном наследии хотя бы что-то менять.
Просто – это база, основа.
На том стоим.