Торговые отношения Российской империи с Китаем начали развиваться в конце XVII века, первым договором, определившим порядок торговли между двумя странами, был Нерчинский трактат 1689 года.
Договор не охватывал всю широкую область российско-китайских отношений, из-за этого между русскими и китайцами часто возникали конфликтные ситуации. Для их урегулирования в Китай была направлена дипломатическая миссия во главе с сербом Саввой Лукичом Рагузинским-Владиславичем (1669-1738), состоявшим на службе у российского императора.
Посольство Рагузинского-Владиславича прибыло в Пекин, столицу Цинского Китая в 1726 году. Спорные вопросы решались довольно долго, в течение полугода. В обсуждении территориальных вопросов Савва Лукич проявил твердость, притязания китайской стороны на территории, на которых проживали российские подданные, были отклонены. И хотя членов посольства пытались склонить в пользу китайского решения, им угрожали и предлагали щедрые взятки, русские стойко защищали национальные интересы.
Глава посольства смело заявил: «Российская империя дружбы богдыхана [правителя Китая] желает, но и недружбы не очень боится, будучи готова к тому и другому».
Российско-китайская граница была определена к западу от реки Аргуни до перевала Шабин-Дабат (Западные Саяны). В соответствии с этими договоренностями, известными как Буринский трактат, дипломат велел заложить на месте Барсуковского зимовья острог. Крепость получила название Троицкосавской (по имени церкви в честь Святой Троицы и святого Саввы Сербского).
Окончательно границы были уточнены и занесены на карту 21 октября (по старому стилю) 1727 года во время заключения Кяхтинского договора. В его основу был положен принцип: «каждый владеет тем, чем владеет теперь».
В семи статьях договора регулировались торговые вопросы, была открыта беспошлинная торговля в городах Троицкосавске (Кяхте) и Цурухайтуе (ныне Приаргунск в Забайкальском крае), что способствовало увеличению торгового потока между странами. Через Троицкосавск в Цинскую империю русские купцы поставляли сукно, мануфактуру и пушнину, со стороны китайцев в основном завозился чай.
Договор закрепил положение Русской духовной миссии в Пекине, до 1864 года помимо религиозных, она исполняла дипломатические функции и являлась научным центром по подготовки российских китаеведов.
Кяхтинский трактат оставался правовой основой взаимоотношений России с Китаем до середины XIX века.