Как Иоанн Грозный черкесов крестил

_______________




Поклонение черкесов христианскому кресту в священной роще


 

Увы, в общественном сознании взаимоотношения черкесов с Россией (Русским царством, Российской империей) строились исключительно на войне и политическом противоборстве. Мягко говоря, это далеко не так. Такое мнение стало продуктом европейской пропаганды времён Кавказских войн, а также отчасти несколько доктринёрского политического взгляда на историю со стороны СССР, когда войну на Кавказе толковали исключительно как колониальную.

Взаимоотношения черкесов и русских уходят своими корнями в глубокую древность. Были они столь разнообразными, что и нескольких томов не хватит, чтобы все их описать. Поэтому автор сосредоточится на одном из ярких и примечательных фактов, описывающих всю сложность отношений между русскими и черкесами, которые были союзническими до начала экспансии третьих сил на Кавказе.

Черкесы длительное время были добычей татар и турок. Их опустошительные набеги не просто разоряли селения. Неприятель в огромных количествах уводил черкесов в плен с целью продажи их в рабство. Особенно высоко ценились черкешенки, которые пополняли турецкие и крымско-татарские гаремы. Так тянулись десятилетие за десятилетием. Казалось бы, сама судьба указывала черкесам путь к естественному союзнику – русским, но раздоры между черкесской аристократией не позволяли им пройти этот путь вплоть до 1552-го года.


Именно в 1552-м году в Москву приехало посольство из Большой Кабарды (старое географическое деление Кавказа на Большую и Малую Кабарду). Причина приезда была ясна и понятна всем. Недавно Москва захватила Казань, завоевав таким образом татарские земли. При этом отношения с Крымом, источником разорительных набегов на земли черкесов, у Русского царства были более чем напряжёнными. В следующем году, получив весть, что крымские татары собираются в очередной раз идти войной на черкесские земли, посольство засобиралось обратно домой. Но, что показательно, перед отъездом черкесские князья из рода Магаушко (Маашук или Амашук) целовали царский крест Иоанна Грозного и клялись, что будут «со всей землёй черкесской» служить государю верой и правдой. Вместе с князьями в Кабарду поехал и царский доверенный – особый посол Андрей Щепотев.

В августе 1554-го года Щепотев вернулся в столицу и доложил царю, что черкесы «дали правду всею землёй быть им неотступными от царя и служить им вовеки, как им государь повелит». Вместе с этим бывшие в Москве князья Магаушко прислали согласие служить царю от других знатных князей – Сибока, Ацимгука и прочих. К тому же князь Сибок «от всей земли Черкаской» (это название в русских документах того периода обозначало жителей Северного Кавказа и Причерноморья) просил Иоанна Васильевича о помощи в военных походах на турецкие, крымские и азовские города неприятеля.

За эту помощь князья, «холопы царские», как они сами себя в ту пору звали, вместе со всеми землями своими, детьми и жёнами переходили под власть русского царя. Также они обязались ежегодно выплачивать царю дань по 1000 аргамаков (кабардинская и персидская порода лошадей) и ходить во все военные походы царя со своим войском, количество которого насчитывало 20000 воинов.

Несмотря на то, что царь принял князей с явной симпатией, пожаловал им государственное содержание, дозволил им совершенно свободное посещение русских земель и столицы, а также свободное возвращение домой, не все просьбы черкесов были удовлетворены. С Турцией, с которой царь оговорил мир, ссориться Москва не хотела, поэтому в военной помощи им было отказано в мягкой форме.


Стоит указать, что черкесские князья с пониманием отнеслись к подобному ответу. Поэтому, чтобы теснее сблизиться с Москвой и стать частью царства, черкесская аристократия попросила царя крестить их в православную веру. К примеру, вышеупомянутый князь Сибок попросил крестить своего сына Кудадека (позже он получил имя Александр), а князь Тутарык Езбузлуев решил креститься сам. Позже Александр Кудадек останется жить при царе и будет обучаться грамоте. Этот маневр в самом деле сблизил черкесов с Москвой.

В итоге в октябре 1556-го года черкесские князья Таздруй и Сибок, бывшие по крови своей жанеевцами, в то время как князь Дмитрий Иванович Вишневецкий воевал против татар под крепостью Ислам-Кермен (ныне Каховка) и под Очаковом, предприняли военный поход против Крыма. При этом стоит отдельно обозначить, что под понятием «Крым» подразумеваются земли Крымского ханства, которое давно вышло далеко за пределы полуострова. Поход в целом оказался удачным, Сибок и Таздруй овладели укреплёнными городами Темрюк и Тамань.


В следующем 1559-м году ко двору Иоанна Васильевича прибыл Чюрак-мурза (также его именуют Мурза Чюрак) с просьбой, которая может сломать сложившиеся стереотипы о Северном Кавказе даже у самых зашоренных обывателей. Чюрак-мурза просил царя дать своего русского воеводу в черкесские земли, а также просил, чтобы царь велел… крестить их в православную христианскую веру!

Пока обыватель отходит от культурно-исторического шока, продолжу. Черкесы изначально не были мусульманами от слова «совсем». Христианство проникло на Кавказ ещё в первом веке нашей эры. Главными проповедниками новой веры в этих землях были святые Андрей Первозванный и Симон Кананит. По преданию, святой апостол Андрей ещё в 40-м году н.э. проповедовал христианство среди предков черкесов и абхазов: алан, абазгов и зихов. А во времена расцвета Византии христианство становится основной верой на черкесских землях. Это подтверждает и один из известных историков, кабардинец по происхождению, поручик Русской императорской армии Шора Ногмов. Те же сведения можно найти и у венецианского историка 15-го века Иосафата Барбаро, который был торговым представителем в колонии Тане, ныне Азов.

Не секрет также и то, что во время возведения укреплений Черноморской береговой линии русские солдаты и офицеры во множестве находили в земле медные кресты и остатки греческих церквей. Кроме этого, общеизвестны знаменитые каменные кресты, в обилии установленные в горах на черкесских землях.



Тогда возникает вопрос: если черкесы имеют столь глубокие христианские корни, зачем им креститься под властью русского царя? На самом деле всё до банальности просто. За годы татарских и турецких набегов христианская вера у черкесов начала переживать глубокий кризис и вытесняться исламом, насильно насаждаемым османами. Поэтому черкесские князья, ещё сохранившие память по христианской вере, зная ревностное отношение русских к православию, решили не только оживить веру в своих землях, но и сделать широкий политический шаг к вступлению их земель в состав Русского царства.

Иоанн Васильевич внял просьбам черкесских князей и отослал на Северный Кавказ вышеуказанного воеводу и князя Дмитрия Ивановича Вишневецкого вместе с отрядом и христианскими православными священниками. Отбытие состоялось в феврале 1560-го года. Его вполне можно было трактовать как назначение первого, конечно, весьма своеобразного генерал-губернатора части территории Северного Кавказа, которого к тому же черкесы просили назначить сами, добровольно.

Что показательно, уже тогда явственно показало себя сложнейшее внутреннее устройство Кавказа, его распри и, казалось бы, безвыходные политические тупики, ведущие к войнам. Так, в 1555 году в столицу прибыло посольство из Тарковского шамхальства от его главы Шевкала (Шамхала) князя Тарковского – ныне это часть территории Дагестана. Посольство просило Иоанна Грозного принять их князя в «холопи», а также помочь ему идти войной против… черкесов! Шевкал так хотел умилостивить русского царя, что вместе с прочими дарами преподнёс невиданного доселе в Москве животного – живого слона! Восток – дело тонкое.


В итоге посольства в Москву с просьбами как военного союза, так и прямого подданства Русскому царству, приезжали во множестве с представителями княжеств Кавказа. Прибывали бить челом и Крым-Шамхалы (к Крыму они, конечно, отношения не имели и правили в районе современного Буйнакска), и князья Иверии (ныне Восточная Грузия), и многие другие правители.

Увы, ныне все эти факты принято забывать, ковыряя этнические раны. Характер подобной забывчивости чаще всего политический. Читатель будет удивлён, но в польском сегменте Интернета, к примеру, в огромном количестве гуляет откровенная профанация истории. Основу этой профанации составляет материал некоего польского «историка» Крушиньского, который заведует кафедрой патриотического воспитания и истории Военной академии в Демблине. На основе его пропагандистского подлога, кстати, тщательно переведённого некоторыми этнически ангажированными отечественными историками на русский язык, ложь плодится буквально почкованием.

В своём «материале» эти польские «историки» приводят даже имена черкесских князей, якобы «бежавших» с Северного Кавказа от «кровавого русского царя» в Польшу. Их даже не смущают русские имена князей, видимо, крещёных. Но более интересно то, что двое из списка указанных поляками князей (Александр Кудадек Черкасский и Гавриил Камбулатович Черкасский) уж никак не могли в 1562-м году бежать в Польшу, т.к. в 1563-м году в составе русского войска участвовали в Полоцком походе.

Но главное, что бегство нескольких князей, которое вполне могло иметь место из-за междоусобиц на Кавказе, рассматривается польскими деятелями как мятеж всех черкесов против Москвы. Мятеж тех самых черкесов, которые буквально за год-два до этого просили взять себя в подданство русского царя.

Польских фальсификаторов вполне можно понять: они издавна пытались использовать черкесов в своих политических играх, применяя самые грязные методы, и ложь среди них — лишь самая малость. Но желание некоторых доморощенных «правдорубов», в том числе и из состава кавказских этносов, быть использованными — загадка. Эта загадка кроется либо в финансовой заинтересованности, либо в банальной исторической безграмотности.


 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА