Во Франции задержали нашего великого художника, получившего в этой тоталитарной стране политическое убежище. По официальной версии, за поножовщину, устроенную им еще 31 декабря, в новогоднюю ночь. Но мелкие ранки, которые нанес двум собутыльникам Петр, проникли в их никчемные тела не глубже, чем на пяток сантиметров. Они — лишь повод заткнуть рот правдорубу.
Крови накапало чуть-чуть, не больше полстакана. Ну может, от силы стакан. Причем с обоих провокаторов — и с того, которого акционист полоснул по лицу, и с того, кого пырнул в бедро. Чисто случайно, конечно. И из-за этого пустяка вся парижская полиция устроила настоящую охоту на Петра. Такого даже в России не было. Как однажды заметил Павленский, он знает два тоталитарных режима: путинский и макроновский. Можно ли не верить столь опытному борцу с тиранами?
Ясно, чего добиваются коварные жандармы: засадить великого художника на несколько лет в каземат. И им это, скорее всего, удастся — после акции, когда Петр поджег Банк Франции, у него осталась непогашенная судимость — дали 11 месяцев тюрьмы (зачли отсидку, пока шло следствие) и два года условно. Штраф в 23 тысячи евро акционист тоже не заплатил, а теперь, по слухам, начислят еще тысяч шестьдесят.
Поэтому я вполне допускаю, что художник разместил порноролик с участием кандидата в мэры Парижа Бенжамена Гриво намеренно — чтобы привлечь внимание к искусству. Любой непредвзятый наблюдатель поймет, что двух провокаторов, которых полтора месяца назад чисто косметически, я бы даже сказал, изысканно покромсал Павленский (нож ведь специально положили на стол поближе к художнику), подослали с набережной Орфевр. Но теперь Петр всегда может сказать, что его преследуют по политическим мотивам — как в России, из которой он так удачно сбежал.
Между прочим, он уже примерно так и сказал: «Он (Бенжамен Гриво) хочет стать главой города а лжет избирателям. Я теперь живу во Франции, я парижанин, и это важно для меня», — мотивировал свой поступок художник, которому теперь грозит очередное судебное преследование, на этот раз за вторжение в частную жизнь.
К сожалению, жизнь заставила всемирно известного акциониста заботиться о себе самому. Потому что мнение о его творчестве у поклонников внезапно поменялось.
Вот что писал о Павленском Мишель Эльчанинофф, эссеист и главный редактор журнала «Философия», основатель Фонда новых диссидентов в 2016 году: «Это был русский художник, работавший на разрыв. Поджечь двери ФСБ, проклясть карательную психиатрию, отдать свое тело на растерзание, чтобы обличить насилие со стороны государства, — все эта деятельность казалась нам несущей глубочайшие смыслы».
А спустя буквально год уже включает двойные стандарты: «Поджигать двери ФСБ имело смысл, а вот зачем такое делать с Банком Франции — это я понимаю намного меньше. В Москве Петр действовал в культурном и политическом контексте, который он точно понимал. А вот ко Франции он так как следует и не подобрал кода».
Но мы-то с вами понимаем, что это Франция не подобрала код к великому художнику. И отнеслась к нему, как к обычному психу со склонностью к вандализму.
Чует мое сердце, запрут скоро французы искусство за тяжелыми дверями, придавят надежными запорами. Обвинят в преступлениях, которых Петр практически не совершал, сошьют уголовное дело и приговорят к долгому сроку.
Но самая главная проблема современного акционизма — никто ведь ни строчки не напишет о том, как бодался теленок с дубом и проиграл неравную схватку с режимом. У них там со свободой слова совсем дело плохо. Гораздо хуже, чем у нас.