Максим КОНОНЕНКО
Кто-то из музыкантов группы «Воскресенье», выпускающей примерно один альбом в двадцать лет, однажды сказал, что новые песни пишут те, у кого старые плохие. Формула на первый взгляд смешная, но на самом деле фундаментальная не только для русского, но и для всего мирового шоу-бизнеса вообще. Да что там для шоу-бизнеса — для всей культуры фундаментальная.
Просто в силу существования такого понятия, как «авторские права». Вы можете написать одну удачную песню или, например, книгу — и потом жить на авторские отчисления за исполнение или переиздания вашего произведения всю оставшуюся жизнь. Согласитесь, что это очень удобно. А еще удобнее, если удачное произведение создал кто-то из ваших предков. И вы его права на отчисления унаследовали.
Есть, впрочем, у этой модели один небольшой недостаток. Дело в том, что количества сюжетов и нот ограничены. И чем дальше люди пишут, например, песни — тем меньше остается шансов сочинить что-нибудь такое, чего до тебя еще не сочиняли. А это значит, что любой обладатель прав может обвинить неофита в плагиате. Ну, как Дидье Маруани, например, Филиппа Киркорова.
И вот два шутника-программиста решили разрубить этот Гордиев узел. Они написал простую программу, которая сгенерировала и записала все возможные комбинации 8 нот в 12 тактах. Программа генерировала по 300 тысяч мелодий в секунду. И всего их получилось, внимание, 68 миллиардов. Наверняка это больше, чем создало за свою историю всё человечество.
А потом наши герои оформили авторские права на все эти 68 миллиардов мелодий. После чего отказались от них, сделав весь массив общедоступным достоянием.
Понимаете? Теперь на любое обвинение в плагиате останется только найти оспариваемый фрагмент в этих 68 миллиардах комбинаций и предъявить его суду: вот же, мелодия никому не принадлежит.
Предсказать действительные юридические последствия этого остроумного демарша пока еще сложно. Но в чем не стоит даже и сомневаться — так это в том, что уже сейчас умники по всей планете пишут генераторы всевозможных комбинаций слов и букв на разных языках мира. Ну, как те обезьяны из теории вероятностей. Которые стуча случайным образом по клавишам пишущей машинки в течение неограниченно долгого времени рано или поздно напечатают любой наперёд заданный текст. Хоть и «Войну и мир».
Потому что в литературе перспективы, конечно, куда как более широкие, нежели в музыке.