Читая письма из деревни

_______________




На Александра Николаевича Энгельгарда и его "Письма из деревни" обожают ссылаться те, кто хочет продемонстрировать беспросветность и беспробудность крестьян в дореволюционной деревне, буквально вырождение русского села, которая должна своей отвратительностью и безнадёгой подчёркнуть светлое будущее, в которое они, крестьяне, шагнули сразу после 1917 или (либеральный вариант) - подчеркнуть разницу между "немытой рашкой" и сияющим Западом.

Каюсь, долго откладывал это произведение, просто не желая перегружать себя "чернухой", которой хватает и в настоящее время, но после очередного настойчивого предложения не сдержался, прочёл... и увидел совсем не то, что анонсировали рекомендатели.

Сначала о грустном:

1.Беда с медицинским обслуживанием и антисанитария, действительно являлись ужасом и бичом крестьянина

2.Недоедание, вкупе с вышеуказанной бедой повышала смертность в разы и это сущая правда, тут крыть нечем.

Но было бы крайне самонадеянно утверждать, что беда эта была в то время бедой исключительно русского крестьянства, а ликвидация этой беды произошла исключительно благодары Советской власти, а не общему научно-техническому прогрессу. При этом я прекрасно помню слова моей бабушки, крестьянки села Мамаевщина Новгородской области: "Никогда мы не жили так сытно и спокойно, как перед войной". А это значит - говорить, что советская власть ну совсем не при чём - значит тоже быть крайне несправедливым - и к памяти предков, и к историческим фактам.

Резюмирую написанное: Энгельгард описал крайне суровые и скудные условия существования российских крестьян, но отнюдь не уникальные для того времени. Зато на неё тянет другое обстоятельство, подмеченное Энгельгардом, а именно - дремучее невежество и необразованность "руководителей производства" - помещиков, от которых, собственно, и зависит этот самый научно-технический прогресс и который всё равно прорывается, сметая не соответствующее его требованиям элиту. Такой несоответствующей элитой и стало в конце 19го века российское дворянство, которое и было в результате выметено из истории в 1917м.

Теперь о том, чего почему-то не увидели в книге Энгельгарда многочисленные певцы жуткой дореволюционной жизни жутких русских крестьян:

1. Крестьяне не пьют - то есть выпить то они конечно могут, но до скотского состояния не напиваются и в запои, как горожане, не уходят. Во всяком случае Энгельгард этого не видел.

2. Крестьяне не воруют. Порядочность, которую крестьяне демонстрируют в быту, поражает Энгельгарда, привыкшего совсем к другой - вороватой и подловатой атмосфере столицы.

3.Крестьяне не покупаются. То есть работать они готовы, и с радостью откликаются на просьбу помочь, и работают при этом споро и ... безвозмездно. А вот нанимаются крайне неохотно, видя в этом что-то неправильное и крайне их обременяющее.

И вот это уже крайне интересные наблюдения автора, ибо не вписываются ни в привычные штампы как либеральной, так и советской пропаганды.

Здорово, очень здорово, что в ХХ-ХХI веке ушли в историю все ужасы тотального голода и антисанитарии из крестьянского быта. И плохо, крайне плохо, что вместе с ними ушли перечисленные добродетели. Надо бы покопаться в причинах, которые их порождали и поддерживали... А может получится воссоздать?


Сергей Васильев [Латвия]


Вообще-то, слишком уж обобощать, наверное, всё-таки не стоит. Антисанитарии, конечно, в  дореволюционные времена хватало везде, но вот в остальном всё было ОЧЕНЬ по разному (как и сейчас). Даже крепостные (которых, кстати,  даже на пике расцвета крепостничества было не более 55% от всего населения России) жили далеко не одинаково. Кто-то бедствовал, а кто-то умудрялся каким-то образом накопить денег на выкуп у помещика себя и всей своей семьи...А уж остальное (относительно свободное) сельское население тем более жило совершенно по-разному. Где-то бывало и казаки и однодворцы и государственные крестьяне (т.е. работающие в основном на себя) регулярно недоедали, а где-то жили вполне себе неплохо. Например, на нашей исторической родине в селах Липяги, Чернава и Муравлянка Скопинского уезда Рязанской губернии большинство крестьян были довольно зажиточными. Многие имели по две-три лошади, коров, овец, свиней, птицу и с избытком обеспечивали себя хлебом (см. стр. 81, упомянутый, кстати, на этой странице пивовар и самогонщик Степан Веселый  - это один из наших предков:) )...Прим. RUSFACT.RU


"Поскреби русского - найдешь..."

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 15).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА