19 мая на НТВ без громкой помпы прошёл фильм «Турист». Этот фильм - свидетельство, что в российском кинематографе обозначилась новая тенденция: снимать фильмы, в которых нам за себя не стыдно...
Необходимое предисловие (о чём фильм)
В ЦАР (Центрально Африканскую Республику) прибывают российские военные специалисты, официальная цель которых создать из местной армии (а точнее навербованных правительством добровольцев) армию в полном понимании этого слова.
Однако жизнь вносит свои коррективы и когда оппозиция пытается устроить в стране переворот, российским инструкторам приходится принять участие в полноценных боевых столкновениях и по сути предотвратить смену власти в государстве. Это те самые бойцы ЧВК, которые «их там нет», но которые всегда были и всегда будут, люди, которые во времена СССР, на вопрос, откуда у офицера в мирное время на груди боевой орден, помолчав отвечали: «За выполнение особо важного государственного задания».
Главный герой фильма боец с позывным «Турист», за несколько дней проходит путь от новичка, на которого с недоверием косится командир, до ветерана, к которому с уважением относятся боевые товарищи.
Тенденция 90-х
Фильмы о войне (Великой Отечественной, афганской и пр.) снимали, снимают и будут продолжать снимать. Снимали их и в 90-х и 2000-х. Отдавая должное мужеству советского и русского солдата, каждый режиссёр, тем не менее считал своим долгом хоть раз но плюнуть в советскую/российскую армию, кинуть хоть один ком грязи.
В «9 роте» мальчишек бросили умирать на высоте («нас просто забыли», - говорит один из героев фильма Лютый). В «Штрафбате» солдат сотнями гонят на пулемёты, а в «Сволочах» на смерть посылают просто детей. Обязательно в каждом фильме присутствовал или злой особист, для которого каждый солдат – потенциальный враг народа, или командир, посылающий взвода и роты на пулемёты ради новой звёздочки на погон или ордена на грудь.
Были и достойные фильмы («Звезда»), однако их скорее можно было рассматривать как исключение, подтверждающее правило. Общая тенденция была такова, что после каждого фильма зритель должен был не гордиться, а стыдиться своего народа, своей армии, а после отдельных хотелось откровенно плеваться.
Даже в отличном «Балканском рубеже» на выполнение задания идут бойцы, отринутые родиной, изгои, официально признанные преступниками, находящиеся в розыске.
Новая тенденция
И вот, наметилась новая тенденция: мы – народ, который ни перед кем не должен извиняться, а наши солдаты – воины, которые честно выполняют свой долг, которые воюют за нашу державу даже за тысячи км от её границ.
В фильме нет злобного особиста, командир Енисей постоянно на связи с ведущими бой солдатами, шлёт им вертушку с боеприпасами, которая должна обратным рейсом вывезти раненого Туриста и даёт приказ не «стоять насмерть», а уходить на базу ООН, под прикрытие международных миротворческих сил.
Есть в фильме западные «союзники», которые узнав, что в километре от них ведут бой и умирают 11 российских солдат, отвечают что им «запрещено вмешиваться». Есть бойцы местной армии, спешно удирающие от наступающих на базу боевиков, бросая русских инструкторов, но есть и четверо африканцев, оставшихся вместе с русскими потому что «надо защищать свою родину». Есть представитель Запада, контролирующий и направляющий действия путчистов.
Да, у фильма есть недостатки (а как же без них?) но если он и не войдёт в список шедевров, после него по крайне мере не хочется откровенно вымыть руки.
«Турист» - не первый фильм нового направления. Есть «28 панфиловцев», есть «Август. Восьмого», теперь к ним добавился «Турист», что не может не радовать: теперь мальчишки на вопрос «Что делает российская армия в ЦАР/Ливии/Сирии?» не будут молчать, а солдаты, демонстрируя свои боевые награды, на вопросы «за что?» будут с гордостью отвечать: «За выполнение особо важного государственного задания». И мы будем гордиться ими.