И снова Захар Евгеньевич Прилепин, и снова - про прошлое
"...Меня поразила эта нестыковка, и я решила провести собственное расследование. Мне удалось поработать в Казанском архиве с фондами губернского дворянского собрания и установить, что действительно существовали два Александра Бланка, биографии которых были сознательно смешаны.
Дед Ленина, Александр Дмитриевич Бланк, происходил из православного купеческого рода. Начавши службу в 1824 году, он в 40-е дослужился до чина надворного советника со старшинством (подполковник), который давал ему право на потомственное дворянство. В этом смысле его биография очень совпадает с биографией Ильи Николаевича Ульянова. Это были люди из одной среды, которым условия XIX века дали возможность быстро продвинуться по служебной лестнице и оставить своим детям право считаться дворянами...
Другой Александр Бланк, никакого отношения к Ленину не имевший, действительно существовал, был на 3-4 года старше Александра Дмитриевича и во многом повторил его служебную карьеру. Он тоже учился медицине, но служил в госпиталях и благотворительных организациях, а не на государственной службе, то есть не мог получить чина, дающего право на дворянство... Скорее это был сознательно искаженный документ, а о причинах его появления судить не берусь..."
"Поиск", № 37, 17-23.09.93. с.10».
...Версии о немецком (а не еврейском) происхождении Бланка придерживался другой исследователь – писатель, Царствие Небесное, Сергей Николаевич Есин, автор книги «Смерть титана. В. И. Ленин».
Есин через всю жизнь пронес колоссальный интерес к Ленину, написал о нём несколько книг. Но и его книги о Ленине написаны несколько десятилетий назад.
Втайне я думаю, что Логинов прав, хотя вариант Есина – будь он доказан – огорчил бы такое количество ненавистников Ленина, что заранее становится чуть смешно за их грусть.
Я сам в этих архивах не работал, но у меня есть банальные человеческие наблюдения, всегда несколько меня смущавшие в истории с еврейским прадедушкой Ленина.
Во-первых, Ленина неистово ненавидело всё наше коллективное «Эхо Москвы», нынче съехавшее в Израиль. Всё поголовно! Они ненавидели его едва ли не больше, чем Сталина. Они ненавидели его, как «чужого».
Скажем, к Марксу они всегда относились спокойнее. А тут их просто трясло.
Только не рассказывайте мне, что вся эта публика так сильно жалела русский народ, пострадавший в годы Гражданской, что с Лениным не могла смириться. Или тем более что они столь остро переживали о русской Церкви и её мучениках.
Так себе, знаете, и представляю, как очередной ведущий «Эха», оттарабанив антисоветскую программу, спешит в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке помолиться о спасении святой России. Я, по крайней мере, ни разу их там не видел, когда жил на Арбате – в 30 метрах от редакции «Эха» и в трёх минутах ходьбы от этой прекрасной церкви.
Вообще, скрывать не стану, найти русского патриота, русского мужика, русского военного и русского ученого, уважающего Ленина, можно запросто. Потому что их тысячи тысяч.
Но найти среди наших современников знаменитого еврея, который высоко ставит Ленина, ценит его и славит – та ещё проблема.
Во-вторых, сколько в портреты Ленина не вглядывайся – и фотографические, и сделанные лучшими русскими художниками, от Грабаря до Петрова-Водкина, – и там ничего специфического, «богоизбранного» не различить.
Напротив, всегда находишь подтверждение слов русского философа Николая Бердяева: «Ленин был типически русский человек. В его характерном, выразительном лице было что-то русско-монгольское. В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и риторике, практичность мысли, склонность к нигилистическому цинизму на моральной основе. По некоторым своим чертам он напоминает тот же русский тип, который нашёл себе гениальное выражение в Л. Толстом».
Как исключительно русского человека видели Ленина такие духовидцы русского народа, как Есенин (как минимум дважды наблюдавший Ленина вживую) и Горький; тем более что Горький знал Ленина лично и к тому же был юдофилом, еврейство ценил и понимал – но в Ленине ничего эдакого не рассмотрел.
Вообще в огромнейшем наследстве (мемуары, переписка и т. д.) современников Ленина – как его врагов, так и сторонников, как поклонников, так и ненавистников – нигде (мне точно не попадалось) не фигурирует что-то вроде таких записей: «Ой, да ты знаешь, а мне кажется, наш Ильич – еврей». Все инсинуации на эту тему имеют куда более позднее происхождение, послевоенное; связаны они, думаю, не только с антисоветскими вбросами с Запада, но ещё и с антисионистским движением в СССР. Смысл вражеских вбросов понятен: ах, вы евреев в СССР притесняете? Ну значит – «посмотрите в Мавзолей, может, там лежит еврей».
Наконец, меня всё равно втайне удивляет полное, тотальное незнание семьи Ульяновых о своем прадеде. Мы же знаем, что такое «семейные тайны»! – однажды всё равно кто-нибудь проговорится, скелет выпадет из шкафа и «тайное станет явным».
Но сестры Ленина после его смерти действительно были в шоке, когда Сталину принесли документы про Моисея Бланка! У них, что называется, сознание перевернулось! Они места себе не находили!
Да и если посмотреть огромное письменное наследие Ленина – там ничего об этом нет, ни малейшего намёка. Иногда в переписке (в том числе с матерью) мелькает еврейская тема (например, в связи с посещением В. Ульяновым спектаклей, где действуют евреи) – но речь об этом идёт как о чем-то глубоко отдельном от них, русских людей.
Он точно не знал ничего о своих еврейских предках.
Или он, напротив, наверняка знал, что он русский?
...В моем отношении к Ленину это не изменит ничего, хоть даже у него вместо русской линии по отцу найдут ещё и башкир с калмыками и русского в нём вообще ничего не останется. Тоже мне невидаль. У нас полно таких... Конец цитаты
***
Из комментариев
"найти среди наших современников знаменитого еврея, который высоко ставит Ленина..." - из нынешних, наверное, проблема, а ещё совсем недавно были - Жорес Алферов, Лев Рохлин, Иосиф Кобзон. И в отличие от Вайсманов и Зильбертрудов они своих фамилий не меняли
***
Интересный вопрос, который редко поднимают: а почему главные "любители" евреев и коммунизма в XX веке - германские нацисты - эту тему, насколько я знаю, не развивали? Большевиков они всегда характеризовали как еврейских агентов, но именно тезис "Ленин - еврей" не использовали активно ни Гитлер, ни Геббельс, ни Розенберг. Не знали версию о Бланке? А может, наоборот - считали, как и С. Есин, что Бланк был немцем (поэтому об этом лучше промолчать)?